Вход на сайт
рабочий поселок Земетчино
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Прокурор разъясняет » жалобы в защиту прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование

жалобы в защиту прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование

 Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность и бесплатность.

Под общедоступностью понимается доступность образования вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Бесплатность   образования   заключается   в   возможности   его получения без какой-либо оплаты предоставляемых образовательных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартамипри получении:
дошкольного, 
начального общего, 
основного общего и среднего общего образования, 
среднего профессионального образования, 
а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Правовые, организационные и экономические основы функционирования системы образования в Пензенской области, полномочия органов государственной власти Пензенской области в сфере образования определены Законом Пензенской области от 04.07.2013 № 2413-ЗПО «Об образовании в Пензенской области». 
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в общеобразовательных организациях Пензенской области самостоятельно разработаны и утверждены образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов.
Как показывает практика, право детей на общедоступность дошкольного образования не всегда соблюдается. На сегодняшний день в Пензенской области значительное число детей дошкольного возраста состоят в очереди на поступление в дошкольную образовательную организацию. В связи со сложившейся ситуацией допускаются факты, когда в дошкольных образовательных организациях численность воспитанников превышает предельное допустимое количество. Отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений способствует распространению коррупционных проявлений.
Предоставление платных дополнительных образовательных услуг осуществляется с согласия родителей.
Инфраструктура общеобразовательных организаций Пензенской области представлена в достаточном объеме. Но и здесь отмечаются отдельные проблемы.
Отказ администрации учебного заведения гражданам в приеме в то или иное учебное заведение, например, по причине отсутствия у них постоянной регистрации на территории района, для которого оно является ближайшим, возможен только в случае отсутствия там свободных мест.
Начальная школа сегодня представлена многообразием образовательных программ. В связи с этим при поступлении в 1-й класс ребенку могут предложить пройти тестирование (собеседование). Если это предлагается в рекомендательном порядке, то не является нарушением права на получение общедоступного бесплатного образования.Если же администрация будет настаивать на проведении тестирования и в случае несогласия родителей либо по результатам тестирования откажет в приеме ребенка, это будет противоречить требованиям закона.
Кроме того, как показывает практика прокурорского надзора, в некоторых случаях не соблюдается принцип бесплатности образования, что проявляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых «вступительных взносов» при приеме детей в образовательные организации, добровольных пожертвований на различные нужды организации, в том числе финансируемые из бюджета, оказанию благотворительной помощи.
Зачастую такая помощь вопреки ст. ст. 1, 4, 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» носит принудительный характер. Родители оказывают образовательнойорганизации помощь в виде денежных взносов, а также в виде имущества.
Пожертвование наиболее часто является скрытой формой поборов с родителей обучающихся. Следует иметь в виду, что родительские комитеты, собрания и другие органы не вправе принимать решения о сборе с родителей пожертвований. Пожертвование является личным и добровольным делом каждого.
Внесение денежных средств (пожертвований) должно осуществляться только   добровольной  основе  целевым  назначением  на  расчетный  счет образовательной организации. Это касается и родителей (законных представителей) обучающихся.
Образовательная организация и ее должностные лица несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников.
С 01.12.2009 действует статья 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций.
Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. 
По каждому факту нарушения прав и свобод несовершеннолетних необходимо обращаться в территориальные органы управления образованием либо в органы прокуратуры.
 
ОБРАЗЕЦ жалобы на постановку органами внутренних дел несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН 
 
Прокурору Пензенской области
 
государственному советнику юстиции 2 класса
 
Канцеровой Н.Е.
 
Зотовой Зои Захаровны, проживающей  в г. Пенза, 440000,
ул. Попова, д. ____, кв. _____, 
тел..……..(по желанию) 
 
 
Жалоба
на действия ПДН
 
Мой несовершеннолетний сын (фамилия, имя, отчество, дата рождения) задержан  (когда - число, месяц), где (населенный пункт, улица) сотрудниками полиции за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. За это правонарушение в отношении сына составлен протокол об административном правонарушении,  и он привлечен к ответственности. Протокол рассмотрен районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, после чего мой сын органом полиции (назвать территориальный отдел полиции) поставлен на профилактический учет в ПДН. С решением полиции о постановке на учет я не согласна, поскольку мой сын не употребляет спиртные напитки, и произошедший случай является единичным. Он хорошо учится и положительно характеризуется в школе, занимается спортом, участвует в общественной жизни школы. Считаю, что  постановка на учет негативно отразится на психологическом состоянии моего сына, в связи с чем прошу проверить законность действий органов полиции по постановке сына на учет, при выявлении нарушения закона принять меры прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав ребенка. 
 
Приложение: постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении к административной ответственности на ___ л. 
____________________                                          _______________________                      
                   дата                                                                                            подпись        
 
 
 
Примечание: ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних органов 
                        внутренних дел
 
Дата создания: 8.06.2015 11:39
Дата обновления: 8.06.2015 11:39